Система безопасности государства: структура и характерные особенности компонентов

Система без-сти гос-ва– это совок-сть мер как откр-го, так и закр-го хар-ра, предприн-мых гос-вом с целью его защиты, как от внешних, так и от внутр-х деструктивных сил, призванная обеспеч-ь его нормальную ж/деят-сть.

Основные черты системы без-сти:

1. призвана противодейств-ть не только внешним, но и внутр-им силам, нацеленным на разруш-е гос. устройства той или иной страны.

2. имеет право опираться как на возможность открытых (вооруж. силы, МВД, гвардию, МЧС и т.д.), так и закрытых институтов (внешн. разведку, контрразведку и т.д.) для сохран-я гос-ва.

3. более активна в мирное время, чем сист-ма обороны, и раб-ет против скрытых источников опас-сти для гос-ва.

4. имеет свое ядро. Его формируют внешняя разведка, контрразведка и другие элементы, работающие исключ-но на обеспеч-е без-сти гос-а во все периоды его сущ-ния.

Система без-сти гос-ва включает в себя меры, формирующиеся во всех сферах обществ-ой жизни. Это дает право говорить о компонентах системы гос. без-сти:

Экон-кая без-сть гос-ва– это сист-ма мер, предпринимаемых гос-вом, нацеленная на обеспеч-е функционирования его эк-ки, способной обеспечить его нормальную ж/деят-сть.

Своеобразным критерием, доказывающим эфф-ое функционир-е сист-ы эк-ой без-сти в гос-ве, явл-ся спос-сть его эк-ки адекватно реагировать на внутр-е и внешние угрозы.

Полит-ая бе-сть гос-ва– это сист-ма полит. мер нацеленная на обеспеч-е его нормальной ж/деят-сти. Когда речь идет о полит. без-сти страны, то, прежде всего, имеется в виду гармонизация отн-ний м/у субъектами полит-го процесса, с целью обеспеч-я адекватной реакции с их стороны на все угрозы гос-ву. В этом плане особую знач-сть приобретает гармонизация отн-ний м/у нациями (народностями), религиями, различными соц. группами, классами, партиями, регионами (землями, штатами) конкретного гос-ва, его ветвями власти (законодат-й, исполн-й, суд-й), обеспеч-е его нормальных отн-ний с др. гос-вами и союзами гос-в. Прочность, гос-я, патриотическая ориентир-сть названных групп полит. отн-ий – это своеобразный индикатор сост-я полит. без-сти гос-ва.

Правовая без-сть гос-ва– это сис-ма мер правового хар-ра, проводимая конкр. гос-вом, нацеленная на сохр-е его нормальной ж/деят-сти. По сути, речь идет о создании такой правовой системы в гос-ве, которая бы гарантировано обеспечивала нормальное функционир-е всех сфер обществ-й жизни конкр-го гос-ва: эк-кой, полит-ой, духовно–идеологич-ой, научно-техн-ой, собственно военной и т.д. и создавала бы прочную базу нормальных правовых отн-ний конкр-го гос-ва с др. странами.

Духовно-идеологич-я без-сть гос-ва – это сист-а мер, предпринимаемая гос-вом в духовно-идеологич-й обл., нацеленная на сохр-ние его нормальной ж/деят-сти. По сути, речь идет о формир-и таких состояний обществ-ой психологии и обществ-го сознания, которые бы мобилизовали людей конкр-ной страны на противодействие любым силам, стремящимся дестабилизировать обстановку в ней. Ядром формир-ния таких сост-ний являются патриотич. чувства и идеи, функционир-щие в конкр-ном общ-ве.



Соц. без-сть гос-ва– это сист-а мер, предпринимаемых гос-вом в области образ-я, здравоохр-я, жилья, коммун-го хоз-ва, транспорта, обеспеч-я продуктами и товарами повседневного спроса и так далее, нацеленная на сохр-ние его норм-ной ж/деят-сти. Чем более эфф-но гос-во реш-т весь комплекс соц. вопр-в, тем прочнее его соц. без-сть.

Научно-технич-я без-сть гос-а– это сист-ма мер, предпринимаемая гос-вом в области науки и техники, нацеленная на сохр-ние его нормальной ж/деят-сти. Другими словами, речь идет о поддержании науки и техники на таком уровне развития, которые бы обеспечивали их адекватную реакцию на возможные вызовы и угрозы их без-сти. Хорошо известно, что отставание той или иной страны в названных напр-ниях в век научно-технич-го прогресса чревато для нее самыми негативными последствиями.

Экологич-я без-сть гос-ва– это сист-а мер, предпринимаемых гос-вом в области охраны (защиты) окр. среды, нацеленная на сохр-ние его нормальной ж/деят-сти. Главными составляющими экол-й без-сти конкр-й страны правомерно считать: сохр-ние в жизнеспособном сост-и ее флоры и фауны; рац-ное использ-е прир. ресурсов; произв-во экол-ки чистых продуктов питания; разумное использ-е космоса; нейтрализация вредных для здоровья человека веществ как прир-го, так и производственно–технич-го хар-ра; произв-во медикаментов, не влияющих отриц-но на здоровье человека; формир-е в общ-ве высокой экол-кой культуры и т.д.

Военная без-сть гос-ва– это сис-ма мер, предпринимаемых гос-вом в обл. военного строит-ва, нацеленная на сохр-ние его норм-ной ж/деят-сти. Основой такой сис-мы мер явл-ся эфф-но функц-щая в стране сис-ма обороны.

Инф-ная без-сть гос-ва– это сис-ма мер, предпринимаемых гос-вом с целью распростр-ния в обществ-ом сознании людей конкр-ной страны, идей, раб-щих на обеспеч-е ее нормальной ж/деят-сти. В этом плане должна решаться двуединая задача: работа инф-ных институтов по внесению в обществ-е сознание людей идей, раб-щих на сохр-ние жизнеспос-сти конкр-го гос-ва. С другой стороны – создание в стране таких институтов, кот. бы обладали возможн-тями противодейств-ть инф-ции, раб-щей на наруш-е нормальной ж/деят-сти конкр-го гос-ва.



Антитерр-ая без-сть гос-ва– это сис-ма мер, предпринимаемых гос-вом с целью противодействия, пресечения, недопущения терр-ких актов на его терр-и. Очевидно, что эта система мер должна охватывать все сферы обществ-ой жизни: эк-кую, полит-кую, соц-ную, духовно–идеологич-ю, правовую, экол-ую, военную. Но со своим специфическим акцентом. Его суть: не допустить возникн-ния неожид-х ситуаций, угрожающих жизни людей, упредить возникновение таких ситуаций.

Таким образом можно охарактеризовать основные компоненты системы безопасности государства.


6894915118337608.html
6895000935001733.html
    PR.RU™